История вилочного погрузчика
Наилучшим определением вилочного погрузчика является следующее - самоходное транспортное средство, имеющее впереди вертикальную неподвижную или подвижную мачту, к которой присоединена подъемная система, включающая вилы или грузовую каретку.
Погрузчики приводятся в действие двигателем внутреннего сгорания или электрическим двигателем. Их производят во множестве моделей, имеющих разные высоты подъема, три, четыре, шесть или восемь колес и грузоподъемность от 400 кг до 90 тонн.
Вилочный погрузчик является всего лишь одной из нескольких разновидностей транспортных средств для внутренних операций. Существует большое разнообразие типов, имеющих любые очертания и размеры.
Традиционно в отрасли отделяют так называемое "складское оборудование" от непосредственно погрузчика как такового.
Настоящее повествование затрагивает классические противовесные вилочные погрузчики, соответствующие классам 1, 4, 5 и 6 по международной системе ИТА.
1903. Начало истории погрузчиков
Бизнес и промышленность, также как и вся мировая экономика в целом, были значительно затронуты несколькими событиями, имевшими место в XX веке, одним из которых было развитие вилочного погрузчика. По мере роста больших корпораций в США возникла потребность в новых способах транспортировки и перегрузки материалов и сырья. Поэтому неудивительно, что великие первопроходцы в разработках вилочных погрузчиков были американцами - такие названия как Clark, Townmotor, Hyster, Baker, Yale до сих пор наводят на мысли об этом.
Соединенные Штаты на передовой новых идей
Генри Форд основал свою автомобильную компанию в 1903 и Модель Т начала сходить с конвейера в массовых масштабах. Форд не был первым массовым изготовителем автомобилей - Олдсмобиль установил производственную линию на два года раньше. За двадцать пять лет Форд продает больше пятнадцати миллионов автомобилей, а в течение тридцати лет практически каждая американская семья располагает своим автомобилем. В том году, когда Генри Форд начал свой бизнес, братья Райт преуспели в создании летательного аппарата "тяжелее воздуха". Они оторвались от земли на двенадцать секунд и пролетели расстояние в 37 метров, тем самым, дав отсчет времени авиации. В начале 1900-х, следуя за изобретением парового локомотива Джорджем Стивенсоном в 1840 году, сеть железных дорог покрывает территорию Америки. Там, где проходит поезд, возникают небольшие поселения, некоторые из них превращаются в промышленные районы.
Ручные прицепы и платформенные тележки, использующие платформу вместо вил, начали появляться в конце девятнадцатого века, как и некоторые другие средства для перемещения и горизонтальной транспортировки грузов. Версии с двигателем не возникли вплоть до начала двадцатого века. Прицепы, использующие электрические двигатели и тяговые батареи, становятся популярными во время Первой Мировой войны по причине серьезной нехватки рабочих рук. И только в конце этой войны конструкторы увидят преимущества укладки грузов в штабель в противоположность лишь горизонтальному перемещению, таким образом, повышая уровень эффективности.
Clark
Вилочный погрузчик не получает успеха, до тех пор пока в 1916 - 1917 группа литейных рабочих из Clark Equipment Company в Америке построила маленькую самоходную тележку для транспортировки песка и необработанных отливок. Дизельный двигатель все еще не подходит для промышленного применения, также как и дифференциалы, поэтому тележка снабжена бензиновым двигателем и тремя колесами. Использование третьего колеса для рулевого управления обеспечивает очень маленький радиус поворота. Тем не менее, машина неудобна для водителя и небезопасна. Для того чтобы повернуть влево, оператор вращает руль вправо. У машины нет тормозов, и обычный способ остановки - врезаться во что-нибудь. Тем не менее, тележка неплохо справляется со своей работой, и посетители завода быстро понимают ее достоинство. Они начинают запрашивать такие тележки для использования в своих собственных компаниях. Однако до вступления в Первую Мировую войну закупочные приоритеты компании не включают в себя бензиновые двигатели и другие компоненты тележки, и на какое-то время компания использует прототип вилочного погрузчика, собственно трактор - тягач.
Ситуация меняется в момент, когда посетитель, офицер армии, выражает свой интерес к моторизованному трехколесному тягачу. Как он видит, эта тележка является идеальным решением для транспортировки взрывчатки. В этот конкретный этап истории, американская армия использует прицепы на электрической тяге для перевозки взрывчатки в- склады. В большинстве случаев эти склады расположены в конце длинного уклона. Очень часто батареи прицепов разряжаются посредине такого уклона, оставляя опасный груз на улице, что очевидно является неприемлемым. Когда Clark производит тележку с двигателем внутреннего сгорания, проблема становится решенной. Непосредственно перед вступлением в войну, армия США делает заказ Юджину Кларку на постройку трехколесных тележек с приоритетом военного назначения, таким образом, Clark выделяет отдельную производственную линию для тележек, переросшую затем в целую фабрику.
Можно бесконечно спорить о том, кто построил самый первый погрузчик. В начале 1 920-х Ransomes & Rapier сконструировали некое подобие электрического ричтрака в Великобритании. В 1922 немецкая компания Miag разработала первый в мире погрузчик с функцией подъема, который поступил в продажу только через пять лет и был предвестником немецких вилочных погрузчиков. Тем не менее, многие эксперты указывают на бензиновый Truclift от фирмы Clark как на первый в мире платформенный погрузчик.
Вначале 1921 "Truclift" имеет несколько версии грузоподъемностью от 2 до 5 тонн. Это первый в мире промышленный погрузчик, управляемый в положении стоя. Для подъема груза на платформу используется механическая сила. На "Truclift" установлены сплошные резиновые шины. Спустя около двух лет, приблизительно в 1924 году, впервые добавлена мачта, позволяющая укладывать грузы в штабель на заданную высоту. Новая модель Duat (от английского: do this, do that), тоже трехколесная, считается предзнаменованием традиционного вилочного погрузчика с противовесом. Она также приводится в действие с помощью бензинового мотора.
В 1928 эти характеристики комбинируются и создают новый тип погрузчика. На шасси Duat устанавливается гидравлическая система подъема, передний привод и механически управляемые задние колеса, сплошные шины и противовес. Новая машина получает название "Tructractror". Годом позже устанавливается механизм наклона мачты. Вскоре после этого название меняется на "Tructier". Модель A Tructier имеет привод на передние колеса, и задние управляемые колеса, а модель В задний привод и передние рулевые колеса. На некоторые экземпляры Tructier В устанавливается телескопический подъемный механизм - поворотный пункт для следующего поколения вилочных погрузчиков. Clark начинает видеть будущее в вилочных погрузчиках, и слово Clark становится синонимом вилочного погрузчика.
В 1942 Юджин Кларк умирает от воспаления легких в возрасте 69 лет. Компания, которую он оставил после себя, имеет годовой оборот в 77 миллионов долларов.
По материалам "Мир спецтехники" январь - февраль 2008
|